БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
(англ. budget federalism) – способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы – федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, – обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов. К осн. принципам Б.ф. относятся: единство общегос. интересов и интересов населения, проживающего на тер. субъектов федерации и входящих в них муницип. образований, по бюджетным вопросам; сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики гос-ва; сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы; высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюдж. обеспеченность на базе налогового потенциала соответств. территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения; активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики гос-ва, включая межбюджетные отношения. К федеративным гос-вам, где в той или иной степени реализуется Б.ф., относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Австралия. РФ входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов РФ, зафиксир. в Конституции РФ, не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историч., социально-экономич. и политич. условиям функционирования субъектов РФ. Это предопределяет объективное требование – учитывать их в межбюджетных отношениях. Однако при всех различиях в межбюдж. отношениях, складывающихся между отд. субъектами РФ с федер. центром, они не должны противоречить интересам др. субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Поэтому асимметричность федерации не означает отклонения от принципов федерализма. Для классических федераций характерен высокий уровень автономии отд. государственно-территориальных образований. Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства федеративного гос-ва высокая степень автономии субъектов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определ. пределы, иначе может последовать распад федерации. Не является отступлением от принципов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены Северной Территории – с ней федеральный центр заключил спец. бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социальноэкономическое развитие до среднего по стране уровня (после того как поставл. задача была решена, попытки федерального центра устранить предоставл. Аляске привилегии оказались безуспешными, т.к. это не было заранее обусловлено договором). Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой. (Особый статус имеют и нек-рые административно-территориальные образования в унитарных гос-вах: Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испании и др.). В связи с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюдж. ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ" в других словарях:

  • бюджетный федерализм — Способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы (в России между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления). [ОАО РАО "ЕЭС России"… …   Справочник технического переводчика

  • Бюджетный федерализм — (Budget federalism ) – система  финансовых отношений между уровнями государственной власти ( федеральным и региональным), а также уровнем местного самоуправления. Б.ф. – основа федерализма вообще. Как распределяются и перераспределяются денежные… …   Экономико-математический словарь

  • БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ — обусловленная особенностями федеративного устройства страны бюджетная политика государства, характеризующаяся существованием двух взаимосвязанных систем налогообложения, признанием за субъектами Федерации в известной степени финансовой и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Бюджетный федерализм — (межбюджетные отношения) отношения между бюджетами разных уровней …   Экономика: глоссарий

  • бюджетный резерв — Заранее обособленная часть бюджетных средств, предназначенная на финансирование различных непредвиденных расходов государства, его субъектов и т.д. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] бюджетный резерв Заранее… …   Справочник технического переводчика

  • Федерализм (бюджетный) — законодательно принимаемая норма равноправных (партнерских) отношений между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово… …   Финансовый словарь

  • ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ — Обусловленная особенностями федеративного устройства страны бюджетная политика государства, характеризующаяся существованием двух взаимосвязанных систем налогообложения, признанием за субъектами Федерации в известной степени финансовой и… …   Словарь бизнес-терминов

  • Грязнова, Алла Георгиевна — Ректор Финансовой академии при Правительстве РФ; родилась 27 ноября 1937 г. в г. Москве; окончила Московский финансовый техникум в 1955 г., Московский финансовый институт (МФИ) по специальности "финансы и кредит" в 1959 г., аспирантуру… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кафедра региональной экономики и географии РУДН — Одна из старейших кафедр Российского университета дружбы народов, основанная в 1960 году как Кафедра экономической и политической географии. Содержание 1 Заведующие кафедрой 2 Состав кафедры …   Википедия

  • Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара — (Институт Гайдара) Международное название Gaidar Institute for Economic Policy Основан 1990 Сотрудников 140 н.с …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»